Комментарий к портфолио

 

Методической темой моей работы является: «Дидактические игры на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Накопленным опытом по данной теме я хочу поделиться со своими коллегами.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим я стала вести поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

В результате поиска я поняла, что возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Я поняла, что немаловажная роль здесь должна отводиться дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра является могущественным, незаменимым рычагом умственного развития ребенка.

Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Наиболее существенными, на мой взгляд, являются следующие вопросы:

1. Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;

2. Целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;

3. Разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

4. Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающегося обучения.

В настоящей работе на основе опыта по организации дидактических игр на уроках математики я пытаюсь наметить некоторые пути и формы использования дидактических игр и игровых ситуаций , чтобы показать целесообразность их применения в определенных условиях.

В процессе обучения математики практически все учителя сталкиваются с проблемой как развить ум ребенка, приобщить его к интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а научить самого добывать знания.

В своей работе мы ежедневно сталкиваемся с трудностями:

  1. Дети недостаточно прочно овладели основными теоретическими положениями
  2. Недостаточно развиты вычислительные навыки
  3. Не всегда самостоятельно применяют рациональные способы вычислений
  4. Затрудняются обосновать ход рещения задачи.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.

В своей работе я придерживаюсь определенных принципов. Один из них: работа в классе на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не группой самых активных учащихся. То есть, планируя урок, пытаюсь создать такую ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса, пытаюсь мотивировать ребенка на учебу.

Наибольший эффект дают игры в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету,  для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

  Особенно положительных результатов игровая деятельность приносит на уроках в среднем звене (5-8 класс). В силу своих возрастных особенностей именно в этом возрасте дети нуждаются в нестандартных подходах к обучению, любят играть.

Идея игры состоит в том, что необходимо создать проблемную ситуацию, а

учащиеся стараются решить эту проблему. Участвуя в игре, школьники приобретают новые знания. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. В месте с тем процесс игры, ее результаты заставляют задуматься некоторых учащихся о пробелах знаний и путях их

ликвидации. 

Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать самую пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на традиционных уроках. Поэтому на начальном этапе применимы игры, не требующие глубоких знаний текущего материала.

В этом случае назначение дидактических игр – в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению новых знаний, умений, навыков, в привлечении внимания учащихся к работе в классе. Постепенно игру можно применять при проверке знаний в нестандартной форме, интересной для детей. При этом главными действующими лицами становятся дети, а не учитель.

Игровые моменты можно включать на различных этапах урока, в зависимости от места урока в данной теме.

Игры можно классифицировать по дидактическим задачам урока:

-       Обучающие. Участвуя в ней, дети приобретают новые знания, умения, навыки.

-       Контролирующие. Повторение, закрепление, проверка ранее полученных знаний.

-       Обобщающие. Способствуют установлению межпредметных связей, требуют интеграции знаний. 

Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается

привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

         Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и

дисциплинированны.

Осваивая данный вопрос, я изучила разнообразную педагогическую литературу и передовой опыт педагогов-новаторов. Проработав материал и применяя его на практике, я сделала вывод, что дидактические игры имеют огромное значение в обучении и воспитании учащихся.

На своих уроках я часто применяю дидактические игры. Дидактическая игра – вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Эта деятельность, при которой усвоение материала происходит в непринужденной форме.

Дидактическая игра имеет свою структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.

Все структурные элементы игры должны быть взаимосвязаны. Поэтому при подготовке к уроку необходимо тщательно продумывать каждый момент игры.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере сами приобретают новые знания, но и активно помогают друг другу при этом.

При организации дидактических игр необходимо продумывать следующие вопросы:

1.             Цель игры. Какие умения и навыки будут освоены в процессе игры? Какому моменту игры необходимо уделить особое внимание?

2.             Какие дидактические пособия и материалы понадобятся для игры?

3.             Как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры?

4.             На какое время рассчитана игра?

5.             Как обеспечить участие всех школьников в игре?

6.             Как организовать наблюдение за детьми, чтобы все включились в работу?

7.             Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

8.             Как подвести итоги игры?

При подготовке к уроку необходимо учесть:

а) Место игры в системе других видов деятельности на уроке;

б) Целесообразность использования на данном этапе урока;

в) Разработка игры с учетом цели урока и уровня подготовленности детей;

г) Разнообразие игр.

При организации дидактических игр необходимо учитывать:

1.     Правила должны быть простыми. Четко сформулированными, математическое содержание должно быть доступно пониманию школьников.

2.     Игра должна давать достаточно пищи для размышления, иначе она не будет носить развивающий характер.

3.     Дидактический материал должен быть удобен в использовании.

4.     При проведении игры в форме командных соревнований, контроль за ее результатами должен быть  открытым, ясным и справедливым.

5.     Каждый ученик должен быть активным участником в игре.

6.     Задания должны выть составлены от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

7.      Игровой характер должен иметь определенную меру.

8.     В процессе игры ученики должны математически грамотно проводить рассуждения, четко, кратко.

9.     Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

В зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока игры могут приобретать различный характер.

 Они могут быть:

-       Репродуктивными

-       Продуктивными

-       Творческими

-       Практическими

-       Конструктивными

-       Воспитывающими.